Полевые камеры
Гораздо более распространенной категорией являются полевые камеры. Так как данные модели предназначены для эксплуатации в различных условиях освещения, а объекты съемки могут быть самыми разнообразными, крайне необходим широкий диапазон выдержки и диафрагмы, а также встроенная вспышка. Фотоаппараты этого класса работают автономно, поэтому должны обладать большими объемами памяти и низким уровнем энергопотребления. Ввиду того, что полевые камеры постоянно находятся в руках своих владельцев, в крайнем случае в сумке на плече, к этому типу техники предъявляются очень жесткие требования по массе и габаритам.
Вышеперечисленные условия накладывают определенные ограничения на конструкцию полевых фотоаппаратов, поэтому, помимо наличия собственной оптики и встроенной памяти, от студийных моделей они отличаются еще и конструкцией ПЗС-матрицы. В полевых камерах данное устройство в основном использует схему с чередованием элементов, каждый из которых регистрирует оттенки только одного из цветов. Как правило, используется комбинация R-G-B-G (red-green-blue-green, красный-зеленый-синий-зеленый). Полученное изображение подвергается обработке встроенным программным обеспечением камеры, при этом производится математический обсчет всех цветов во всех точках матрицы. Несмотря на кажущуюся сложность, данный подход позволяет получать изображения с высоким разрешением и реалистичными оттенками цветов.
Намного реже встречается схема с расщеплением светового потока на несколько ЭОП. В основном она прижилась в профессиональных камерах, обладающих крупногабаритными корпусами, способными вместить все компоненты данной схемы.
В 2002 году появилась технология, которую смело можно назвать революционной — многослойные матрицы, в которых каждый элемент (пиксел) регистрирует полную информацию о цветовом диапазоне. Достигается это за счет того, что свет с разной длиной волны проникает в материал ЭОП на разную глубину.
Применение сменной оптики и цена — вот что разделяет многочисленное семейство полевых фотокамер на две большие категории: профессиональные и любительские.
Профессиональные камеры
К началу 2003 года основной из критериев — цена составляет от 2000 долларов для профессиональных камер. Тому виной два обстоятельства.
Во-первых, категория покупателей профессиональной техники относительно немногочисленна и согласна с высокой ценой за хорошее качество. Кроме того, сменные объективы, используемые в камерах этого класса, зачастую стоят не намного дешевле самих фотоаппаратов.
Рис. 1.3. Профессиональная цифровая фотокамера
Вторая причина повышенной стоимости — конструкция этих устройств. Фактически профессиональная камера представляет собой корпус «зеркального» пленочного фотоаппарата высокого класса (и высокой стоимости), доработанного с учетом установки электронно-оптического преобразователя (ЭОП) и устройства хранения кадров.
Большинство моделей снабжаются также цветным ЖК-дисплеем, расположенным на задней панели, — он используется для просмотра и удаления отснятых кадров, настройки камеры и т. д. Главное же конструктивное отличие данной категории — наличие байонетного разъема для сменной оптики, причем стоимость качественного объектива может в несколько раз превосходить стоимость камеры. Использование стандартной оптики накладывает также ограничение на минимальный размер ЭОП, по габаритам он должен быть максимально приближен к размерам кадра 35-мм пленки. Так как в качестве ЭОП в основном используются дорогостоящие крупногабаритные ПЗС-матрицы, общую цену камеры низкой назвать нельзя. Однако в последнее время наметилась тенденция использовать в качестве базы фотоаппараты среднего класса. Возможно, в недалеком будущем стоимость цифровой «зеркалки» опустится ниже планки в 2000 долларов.
Любительские камеры
Поскольку фотолюбителей, готовых купить камеру за 2000 долларов и выше (это без учета стоимости оптики), не так уж и много, вскоре после профессиональных моделей появились и любительские, которым и будет уделено основное внимание на страницах данной книги. В англоязычной литературе часто встречаются определения consumer cameras (буквальный перевод — потребительские камеры), а также prosumer cameras — этот термин появился сравнительно недавно и образован за счет слияния слов professional и consumer. Им обозначаются недавно появившиеся модели с высоким разрешением, большим количеством ручных настроек и сервисных функций, с возможностью установки оптических насадок и подключения внешней вспышки — в общем, со всем тем, что до недавнего времени встречалось только в профессиональных моделях. Любительская цифровая камера в отличие от профессиональной разрабатывается, что называется, «с нуля», без использования корпуса и оптики пленочных камер. Есть, правда, модели, внешним видом напоминающие широко известные 35-мм любительские камеры.
Рис. 1.4. Цифровая камера Canon Digital IXUS
Рис. 1.5. Сверху — пленочная камера Olympus n[mju:]ZOOM 115, снизу — цифровая камера Olympus C-990ZOOM
Как и следует ожидать, на внешнем виде сходство заканчивается -даже такая, на первый взгляд, легко поддающаяся копированию часть пленочной камеры, как объектив, не годится для цифровой модели. Дело в том, что используемые в любительских цифровых фотоаппаратах ПЗС-матрицы значительно меньше тех, что применяются в профессиональных. Их размер не превышает 2/3 дюйма по диагонали, а наиболее часто встречаются матрицы с диагональю 1/2 дюйма. При этом оптика, перенесенная один в один с 35-мм камеры, дает изображение, значительно превосходящее по размерам ПЗС-матрицу. Кроме того, ЭОП обладают меньшей по сравнению с пленкой светочувствительностью, а с другой стороны, продолжительное воздействие яркого света губительно для них, что накладывает дополнительные ограничения на конструкцию затвора и светосильные характеристики оптики. Как ни прискорбно, до сих пор встречаются конструкции камер, оптика которых вызывает нехорошие воспоминания о дешевых китайских «мыльницах» с пластмассовыми линзами. Естественно, что никакие «мегапикселы» не помогут сформировать качественное изображение при эксплуатации таких моделей. В то же время появившиеся в 1998 году камеры с ЭОП на полтора миллиона элементов и хорошей светосильной оптикой до сих пор с успехом используются в достаточно сложных для съемки условиях, например при съемке в помещениях с плохой освещенностью.