Баланс белого цвета
За исключением вышеперечисленных цветовых шумов, алгоритм ликвидации «эффекта мозаики» справляется с задачей правильной цветопередачи. Однако существуют обстоятельства, затрудняющие этот процесс.
ПРИМЕЧАНИЕ
Цветовая температура— величина, характеризующая спектральный
состав излучения
источника света, измеряется в Кельвинах. Чем меньше цветовая
температура,
тем больше красноватых тонов содержится в спектре излучения, для
высокой
цветовой температуры характерны синеватые оттенки.
Яркий солнечный свет воспринимается человеком как наиболее естественный. А вот свет, генерируемый лампами накаливания, более «теплый», то есть содержит больше красных тонов. В то же время флуоресцентное освещение отличается избытком синих тонов и поэтому кажется «холодным». В процессе фотографирования пользователь не замечает отклонений цветовой температуры, так как подсознательно «подстраивает» свое восприятие под условия съемки. Однако при просмотре кадров смещение цветов отчетливо проявляется — фотографии, отснятые внутри помещения, имеют уклон в сторону «теплых» либо «холодных» тонов (в зависимости от типа освещения).
Для сведения к минимуму этого негативного явления используется процедура настройки баланса белого цвета.
ПРИМЕЧАНИЕ
Баланс белого — процедура, выполняемая встроенным программным
обеспечением
фотоаппарата при создании файла с изображением. Заключается в
приведении
цветовой гаммы снимка к наиболее естественному для человеческого
зрения
виду.
В профессиональных камерах специальный датчик определяет среднюю длину волны света, попадающего в объектив (иногда этот датчик вынесен на переднюю стенку корпуса), и все дальнейшие расчеты цвета ведутся с учетом этого значения. В любительских камерах вычисляются средние значения для каждого из основных цветов, затем производится необходимая корректировка.
В большинстве случаев автоматика камеры справляется с расчетом цветового баланса изображения. Однако в некоторых случаях требуется определенная «подсказка» со стороны пользователя. Она заключается в том, что фотограф предварительно указывает условия съемки, а дальнейшие расчеты цветовой температуры ведутся с учетом этих данных. Наиболее распространены следующие предустановленные значения:
- «Солнечно» (Sunny) — съемка на улице в ясный солнечный день.
- «Облачно» (Cloudy) — съемка на улице при облачной погоде (уменьшенный уровень ультрафиолетовых лучей по сравнению с предыдущим пунктом).
- «Лампы накаливания» (Incandescent) — съемка в помещении, освещение лампами накаливания.
- «Флуоресцентный свет» (Fluorescent) — съемка в помещении, освещение флуоресцентными лампами.
Альтернативным вариантом, чаще встречаемым в полупрофессиональных и профессиональных камерах, является указывание цветовой температуры освещения в Кельвинах, как правило, от 3000 до 7500 К.
Однако при смешанном освещении, например съемке в помещении,
освещаемом
одновременно сквозь окна солнечными лучами и с потолка лампами
накаливания,
даже предустановленные значения не могут помочь. В таком случае
для корректной
цветопередачи некоторые камеры снабжены функцией баланса
белого по эталону. При использовании этой функции
пользователь
наводит камеру на эталон белого, в качестве которого может
использоваться
обычный лист бумаги, и фиксирует это значение -либо выбором
соответствующего
пункта меню, либо нажатием
специально выделенной кнопки камеры. Чаще всего эта функция
применяется
при съемке в студии, когда фотограф имеет достаточно времени на
подготовку
к фотографированию.
Использование вспышки позволяет выправить цветовую температуру даже без предустановленных значений цветовой температуры. Более того, при установке баланса белого по эталону использование вспышки приводит, как правило, к сильному смещению в область «холодных» тонов.