Слабое освещение
Как показывает практика, при съемке в ярком солнечном свете получение приличных фотографий не представляет проблемы даже для новичков. А вот в условиях слабого освещения начинаются серьезные испытания как способностей фотоаппарата, так и терпеливости фотографа.
Поскольку основное количество камер снабжено далеко не светосильными (особенно в длиннофокусном режиме) объективами, при съемке в сумерках или в помещении автоматика камеры практически всегда задействует вспышку. Правда, за счет относительно высокой цены самой камеры сама вспышка довольно качественная, тем не менее в некоторых случаях кадр все-таки получается «плоским».
При этом отключение вспышки мало чем может помочь. Дело в том, что если при слабом освещении отключить подсветку, будет использована очень «длинная» выдержка, которая может привести к «одергиванию» кадра. Конечно, можно установить камеру на штатив или на ровную поверхность, однако тут вступает в действие другой ограничивающий фактор.
При попадании фотонов на светочувствительную поверхность пиксела создаются электроны, считываемые затем электроникой камеры при создании кадра. Однако параллельно с этим происходит и процесс термогенерации электронов, и чем «длиннее» выдержка, тем больше этих «паразитов» попадет в кадр. Если учесть, что в большинстве любительских камер при выключенной вспышке и слабом освещении автоматически происходит усиление чувствительности, то неудивительно, что итоговый кадр прямо-таки «кишит» разноцветными точками теплового шума.
Возникает вопрос — как же тогда снимать при плохом освещении?
Вспышка
может сделать кадр «плоским», а без нее снимок будет пестрить
метками
термоэлектронов?
В этом случае следует воспользоваться способностью цифровой
камеры отображать
отснятое изображение и при необходимости его удалять. То есть
фотографу
следует сделать как минимум две экспозиции — одну со вспышкой,
вторую
с «длинной» выдержкой. Несмотря на малые размеры цветного
ЖК-дисплея,
с помощью функции масштабирования можно довольно детально
изучить оба
изображения, и если какое-то из них не удовлетворяет по
качеству, тут
же удалить его.
В большинстве случаев более приемлемым получается изображение,
снятое
с использованием вспышки. Во-первых, объект съемки, как правило,
получается
хорошо освещенным, а фон не играет особенной роли. Во-вторых,
если задействована
вспышка, то автоматика камеры использует «короткую» выдержку и
не применяет
«накачки» чувствительности. За счет этого тепловой шум
минимален, поэтому,
используя программное обеспечение обработки изображений, можно
«вытянуть»
и фон. В частности, в наиболее известной программе такого типа,
Adobe
Photoshop, существует замечательная команда Variations. Выбрав в
качестве
объекта обработки Shadows, то есть теневые участки, можно
постепенно «высветлить»
их до приемлемого значения.